КатегорииОпрос на сайтеИнтересуют ли Вас вопросы экологии?
|
История изучения проблемы мышления, или рассудочной деятельности, животныхТак же как в классической этологии, в основе исследований О. Келера лежал сравнительный метод. И если классическая сравнительная этология обнаружила целый ряд общих для животных и человека элементов видоспецифического поведения, то исследования О. Келера были направлены на выявление черт сходства животных и человека в тех высших психических функциях, которые не были предметом непосредственного внимания этологов. Работы О. Келера знаменовали собой начало нового этапа в методологии исследований поведения. Его подход характеризовался следующими особенностями. В отличие от большинства экспериментов своих предшественников, работы которых носили описательный характер и допускали в основном качественный анализ, он разработал методики, обеспечивающие строгую контролируемость лабораторного эксперимента и количественный анализ получаемых данных. О. Келер одним из первых во время опыта изолировал животных от экспериментатора, чтобы исключить возможность влияния бессознательно подаваемых им сигналов. Принципиальной новизной отличалась и разработанная О. Келером процедура опыта, согласно которой в процессе обучения постоянно меняли все второстепенные признаки (цвет, расположение, площадь поверхности и т.п.) стимулов, составляющих множество, кроме главного – числа элементов, входящих в его состав. Кроме того, все опыты записывались на кинопленку, что создавало новый, ранее никогда не достигавшийся уровень объективности регистрации и возможность последующего тонкого анализа результатов. К сожалению, все архивы лаборатории О. Келера погибли во время бомбежек Кенигсберга в конце второй мировой войны. Благодаря работам О. Келера "счет" у животных сделался такой же моделью для изучения зачатков мышления, как орудийная и конструктивная деятельность. Проведение упомянутых и многих других исследований к началу 60-х годов изменило общие взгляды ученых на вопрос о существовании зачатков мышления у животных как эволюционной предтечи мышления человека. Сам по себе этот факт считался в общих чертах доказанным, и следующий логический этап в изучении рассудочной деятельности требовал: а) более широкого сравнительного подхода, как это было характер но для бурно развивавшейся в тот период этологии; |