КатегорииОпрос на сайтеИнтересуют ли Вас вопросы экологии?
|
Соотношение врожденного и приобретенного в поведении животныхПервоначально предполагалось, что депривационный эксперимент может определить, является ли тот или иной компонент поведения врожденным или для его развития необходима какая-то степень влияния внешних факторов. Примерами могут служить упоминавшиеся выше исследования по изолированному воспитанию бобрят и выращивание птенцов ласточек в тесных клетках. Сюда же можно отнести эксперименты сотрудников лаборатории И.П. Павлова, С.Н. Выржиковского и Ф.П. Майорова. Эти исследователи сравнивали поведение щенков двух групп воспитанных на свободе и выращенных в тюремных по выражению Павлова условиях. Где они были лишены воздействия большей части раздражителей с которыми сталкиваются щенки в условиях нормального развития. У выращенных в условиях изоляции животных были нарушены реакции на большинство внешних раздражителей и развивалась патологическая трусость. Депривационный эксперимент особого рода провели Г. Харлоу и его коллеги. Изначально этого ученого интересовала проблема роли индивидуального опыта в формировании у макаков резусов способности к сложным формам обучения, например установки на обучение. Для возможно более полного контроля стимулов, действующих на детеныша, последних разлучали с матерями и выращивали в изоляции с использованием "суррогатных" матерей – проволочных муляжей, к которым прикреплялась бутылочка с молоком. Довольно скоро после начала эксперимента стало ясно, что такой "проволочной матери" детенышу макака резуса явно недостаточно. Маленькие обезьянки отставали в развитии, а в их поведении наблюдались аномалии. Для компенсации дефицита контакта с матерью обезьянкам стали предлагать и другие муляжи, но уже обтянутые мягкой тканью. Даже если бутылочка с молоком бывала только на проволочной "матери", большую часть времени детеныш проводил в контакте с матерчатой моделью. Продолжая наблюдать за такими животными, Харлоу заметил, что детеныши, лишенные в детстве контактов с матерью, в дальнейшем слабо, а часто и аномально взаимодействовали со сверстниками и другими особями своего вида. Кроме того, самки из числа выращенных с суррогатными матерями животных, и для собственных детенышей оказывались плохими матерями. Они не уделяли им того внимания и заботы, которые в норме свойственны этим обезьянам. Знаменитые опыты четко продемонстрировали сложный характер процесса формирования поведения и большую роль взаимодействий мать детеныш для "раскрытия" видоспецифических возможностей поведения: свойственный виду сложный набор реакций и навыков материнского поведения может сформироваться только при условии получения в детстве реального опыта материнской заботы. |