КатегорииОпрос на сайтеИнтересуют ли Вас вопросы экологии?
|
Поддержание экологического равновесияТранспортные коридоры - территории, выполняющие преимущественно транспортные функции, т.е. представляющие собой основные магистрали вещественно-энергетического обмена между узлами. Это прежде всего "кровеносная система ландшафта" - долины рек и ручьев, овражно-балочная сеть, "коридоры" движения приземного слоя воздуха, подземных вод и т.п. Транспортные коридоры служат местами транзита воды и различных растворенных веществ, территориями, благодаря которым поддерживается обмен живыми организмами между узлами экологического каркаса. В незначительно преобразованных ландшафтах транспортные коридоры существуют в виде широких переходных полос между узлами ЭК. В старо освоенных регионах транспортные коридоры часто бывают редуцированы до узких линейных полос - "экологических мостов". Если топографическая целостность транзитных территорий нарушена (например, линейными коммуникациями), но экологические связи сохранились, то говорят о фрагментарных или прерывистых коридорах. Для предотвращения деградации вследствие негативного антропогенного влияния окружающей среды узлы экологического каркаса и транспортные коридоры необходимо окружить буферными зонами - аналогами охранных зон вокруг ООПТ, защищающими их от внешних воздействий. Территории экологической реставрации - земли, на которых восстанавливаются природные геосистемы. Необходимость выделения этой структурной составляющей связана с тем, что в старо освоенных регионах сохранившиеся природные территории обычно не формируют каркас, поскольку экологическая инфраструктура ландшафта разорвана вследствие сельскохозяйственного освоения, селитебных земель и пр. Таким образом, встает задача соединения "разрывов" экологического каркаса. Как показывает практика, для этого чаще всего требуется восстановление экологических коридоров. Кроме того, в старо освоенных регионах в экологический каркас, как правило, включаются искусственные объекты, исторически не свойственные данному ландшафту, но необходимые для поддержания его стабильности в условиях интенсивной хозяйственной деятельности, поскольку не всегда возможно обеспечить это естественными экологическими регуляторами. Примерами искусственных регуляторов служат полезащитные и придорожные лесополосы, валы-микро террасы, прокладываемые поперек склона и препятствующие развитию эрозии, пруды и др. |