КатегорииОпрос на сайтеИнтересуют ли Вас вопросы экологии?
|
Экологическое образованиеВ российском образовании прослеживается тенденция его экологизации по всем направлениям. В географии это нашло отражение прежде всего в расширении (как тематическом, так и территориальном) эколого-географических исследований. Экологические проблемы включаются в учебные курсы, в учебных планах появляются экологические дисциплины, создаются новые экологические направления и специальности. Одна из основных целей экологизации образования - снижение ущерба природной среде и поддержание ее качества в соответствии с концепцией устойчивого развития. Заметную роль в разработке и реализации этой концепции играют ООПТ. Вместе они представляют довольно серьезную базу не только для сохранения нашего природного наследия, проведения научно-исследовательских работ в природной лаборатории, но и для экологического образования широких масс населения. Последнее обстоятельство дает право называть их "открытыми классными комнатами", а всю систему ООПТ страны - "школой природы". Экологическое образование в ООПТ обладает рядом особенностей по сравнению с традиционным образованием. По сравнению с традиционными учреждениями образовательного профиля здесь в наибольшей степени проявляется синтез двух начал: интеллектуального и духовного - обучения и воспитания, которые по сути и составляют образование как таковое. Налицо синтез двух подходов, первый из которых более характерен для школы отечественной - приоритет естественно-научных знаний, а второй - в целом для зарубежной - приоритет чувственного восприятия природы. Вторая особенность: какие бы серьезные проблемы ни поднимались в образовательных программах заповедников и национальных парков, сколь глобальны ни были бы их масштабы, прежде всего, они решаются на местном материале. Под ним понимается характеристика и состояние природной среды не только данной ООПТ, а всего региона, для которого этот заповедник или национальный парк является репрезентативным учреждением. И решение таких проблем обязательно должно способствовать улучшению местной экологической обстановки. В качестве третьей особенности можно назвать широкие возможности любой ООПТ для проведения практических работ по охране природы силами посетителей-волонтеров. Такие работы, проводимые регулярно и сугубо добровольно, являются обязательной составляющей процесса экологического образования. |