Категории

Опрос на сайте

Интересуют ли Вас вопросы экологии?
  • Да очень сильно
  • Нет, мне это не интересно
  • Иногда, когда о ней говорят по т.в.

Генетические исследования поведения млекопитающих


Ниже мы приведем короткую сводку результатов генетических исследований ориентировочно исследовательского поведения, агрессивности и способности к обучению, проведенных традиционными методами, применявшимися в генетике поведения в течение всего периода ее формирования – в 60–80-е годы.

Роль отдельных генов в формировании некоторых признаков поведения будет рассмотрена на примере гена альбинизма, генов, мутации по которым вызывают неврологические нарушения, а также генов, экспрессирующихся у трансгенных животных.

Исследовательское поведение, вызываемое новой обстановкой и новыми предметами, представлено у грызунов поведенческими актами и позами, которые способствуют сбору информации о незнакомых элементах ситуации.

Как упоминал ось выше, существование генетического компонента изменчивости исследовательского поведения проиллюстрировал X. Ван Абилен. У мышей двух инбредных линий C57BL/6J и DBA/2J число вертикальных стоек в установке "открытое поле" достоверно различалось. Как показал анализ гибридов первого и второго поколения, этот типично количественный признак имеет полигенный тип наследования. На основе популяции межлинейных гибридов была начата селекция мышей на высокие и низкие значения признака – числа стоек в ситуации "открытого поля". В результате этого эксперимента еще в начале 70-х годов были получены линии, достоверно различающиеся по уровню исследовательской активности. Они представляли собой удобную физиологогенетическую модель для исследования особенностей морфологической и биохимической организации мозга, обеспечивающих различия в этом виде поведения мышей.

Одним из направлений таких исследований был сравнительный анализ состояния холинергической, ГАМКергической и опиатной систем гиппокампа у инбредных линий C57BL и DBA, а также у двух селектированных линий. Различающиеся по поведению линии давали и противоположно направленные реакции на введение ряда фармакологических веществ, воздействующих на упомянутые выше мозговые медиаторные системы. Внутримозговое (в гиппокамп) введение скополамина – антагониста холинергической системы – снижало показатели исследовательской активности у мышей C57BL и усиливало их у DBA, т.е. инвертировало различия, наблюдаемые в норме. Сходные результаты были получены и на селектированных линиях.


Для любых предложений по сайту: lastochka-my@cp9.ru