КатегорииОпрос на сайтеИнтересуют ли Вас вопросы экологии?
|
Дрессировка и обучение собакиОбучающиеся этим методом собаки сначала пассивно участвуют в процессе обучения, но в дальнейшем активно используют приобретенный опыт и вполне эффективно воспроизводят сформированный навык, однако, с "потухшими глазами". Поэтому не спешите воспользоваться этим методом обучения, сначала решите для себя, нужен ли вам раб или живой робот. При условно-рефлекторном методе обучения животное, чтобы достигнуть приспособительного результата (например, избежать боли), должно совершить работу в виде первоначально нецелесообразного, навязываемого ему действия (захват апортировочного предмета). Что же касается обучения собаки навыку посадки по команде "Сидеть!", то он формируется на несколько иных основаниях. Как бы мы сильно ни давили на круп собаки, она сразу же активно включается в процесс обучения. В ответ на наши действия животное предлагает целый спектр встречных программ поведения: горбит спину под нашей рукой или уходит в сторону, прикусывает нам руку или предлагает поиграть, а если и садится, то садится по-разному - то сбоку, то спереди, завалив ноги или как положено. Иными словами, оно демонстрирует нам не простую врожденную реакцию, а сложное по своей структуре поведение (сравните примеры: ваш поход в столовую и апортировка). Такое сложное поведение формируется с использованием другого принципа обучения, получившего название оперантного. Оперантное обучение - это такой способ обучения, при котором обучающийся активно и целенаправленно осуществляет отбор желательных и устранение нежелательных для него программ поведения, позволяющий в дальнейшем эффективно и экономично достигать приспособительного результата. На основании этих принципов американским зоопсихологом Л. Скинером и его последователями разработан метод оперантного обучения. Метод оперантного обучения - это целенаправленный, поэтапный отбор и закрепление дрессировщиком желательных и устранение нежелательных для него действий животного, который производится посредством положительных и отрицательных воздействий обучающего. |