КатегорииОпрос на сайтеИнтересуют ли Вас вопросы экологии?
|
Дрессировка и обучение собакиСкажем, перед тем как пойти поесть, вы с высокой точностью предусматриваете все возможные варианты обедов и их качество в том или ином предприятии питания, а при движении в столовую осуществляете коррекцию своих действий и целенаправленно меняете место обеда. Попав в кафе "Орленок", вы отбираете блюда, оцениваете их вкусовые качества, внешний вид, а после обеда - степень своей сытости. В том случае, если голод не утолен, вы производите дополнительные действия, позволяющие достигнуть конечного результата, то есть полностью насытиться. Именно на этих этапах реализации поведения наиболее активно функционирует механизм предвидения его результата. Исходя из концепции К. В. Судакова, целостное поведение человека и животных можно подразделить на отдельные структурные единицы - "квант". Каждый "квант" формируется доминирующей потребностью организма и завершается при большем или меньшем ее удовлетворении. В основе "кванта" поведения лежат уже знакомые нам принципы организации функциональной системы. Поведенческая деятельность собаки также состоит из "квантов". Поведенческий "квант" в процессе дрессировки, по-видимому, будет соответствовать одной реализации навыка. Навыком называется определенная последовательность действий собаки, позволяющая ей с высокой вероятностью достигать положительного результата (то есть частичного или полного удовлетворения потребности). Например, прыгнув по команде, собака получает кусочек пищи, то есть частично удовлетворяет потребность в пище. Итак, на простом примере пищедобывательного поведения мы рассмотрели основные закономерности, лежащие в основе любой целенаправленной деятельности, нашей с вами в том числе. Можно ли провести какую-либо аналогию между поведением дрессировщика и его собаки? Какие общие законы лежат в их основе? Попытаемся ответить на эти и заданные раньше вопросы, проанализировав пищевое поведение собаки во время, дрессировки при обучении ее навыку апортировки (подноски предметов). Для того чтобы собака подносила предметы, ей необходимо испытывать в этом определенную потребность (интерес). Навык апортировки может быть выработан на базе различных потребностей животного: в пище, игре, самосохранении. |